Краткий отчет о 12-ти годах прослушивания

Раздел:  Статьи, мнения, очерки
Дата: 30 June 1997
Автор: Морозов Михаил

Записки ровесника Аквариума в день нашего 25-летия
или ответ на "Краткий отчет о 16-ти годах звукозаписи"

Аквариум появился в моей жизни 12 лет назад. Хотя нет, гораздо раньше. Мы с Аквариумом - ровесники. Некоторые источники ставят день рождения Аквариума на начало июля 1972 года. Сам Борис назвал конец июня, и когда я, улыбнувшись, в шутку назвал день своего рождения 30 июня 1972 года, он утвердительно кивнул, сказал "Ну вот, пожалуйста!" и пожал руку. Шутки - шутками, но Аквариум действительно оказал сильное влияние на мою жизнь. И не только в музыкальном плане. В середине 80-х, в период расцвета того, что я называю "советский рок", имея ввиду группы "Круиз", "Черный Кофе", "Ария", "Мастер", "Август" и т.д., за пластинками, которых гонялись и стояли в очередях, я впервые услышал "Деревню" и "Электричество" и понял, куда я иду. Понял, что "есть вещи сильней", и меня уже не удержать.

Что произошло? Почему музыка Аквариума зачаровывала и притягивала? Для меня Аквариум явился своеобразной линзой, собравшей все стили и направления, к которым лежала душа и направившей Музыку одной сильной всепроникающей волной. И волна эта не прошла поверх голов. Позже, вернувшись к истокам, и послушав те музыкальные корни, за которые держался Аквариум, я понял, что "есть что-то еще и это так просто!" Я окунулся с головой в творчество Дилана, Моррисона, Харрисона, Маккартни, Болана, Боуи, и многих других. Но, как ни странно, я по прежнему люблю Аквариумовские варианты некоторых песен, порой включающие прямые цитаты (или вернее сказать, переводы), но звучащие заново, с новым смыслом. Спасибо, Борис!

А теперь позволю себе высказать личное мнение о некоторых альбомах Аквариума. Можно со мной не соглашаться, но если вы дочитали до сюда, то думаю, что вам по крайней мере будет интересно. Итак...

Притчи Графа Диффузора

Очень приятный альбом, несмотря на плохое качество записи. По-юношески искренние песни, которые не стареют и не надоедают. Любимая песня с этого альбома - "Другая". Песня "Мой муравей" потом войдет в "Треугольник". Звучание спартанское, так как в 1974 году ни о какой нормальной звукозаписывающей аппаратуре не могло быть и речи, но сразу цепляет уверенность Бориса, в том, что он поет. Он просто поет, как бы для себя, не требуя внимания слушателя, и побеждает всех своей защищенностью и недосягаемостью.

С той стороны зеркального стекла

Альбом принесенный в жертву Эффекту. "Живое" акустическое звучание потеряно. Голос холоден и резок. Более тяжелые гармонии и длительные проигрыши лишенные эмоций. Резко выделяется песня "Незнакомка" - одна из моих любимейших. Прекрасная песня -"Замок". Заглавная песня альбома - шедевр. Я ее впервые услышал на "Акустике" и с тех пор не расстаюсь с ней (в смысле играю при каждом подходящем и неподходящем случае). "Дитя рассвета" войдет в Ихтиологию.

Все братья-сестры

Набор песен Майка и Боба вперемешку, не поддающийся стилевому анализу. Половина войдет в "Акустику", остальные разбредутся по разным альбомам. Запись на природе на кассетник не оставила альбому никаких шансов на качество записи. Героические усилия были приложены для выпуска этого альбома на CD. Снимаю шапку перед теми, кто занимался ремастерингом. Если уж смогли вытащить этот альбом, то есть надежда, что доберутся и до более ранних. Как идеалист, мечтаю иметь все альбомы Аквариума на CD, но, как говорил Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное".

Скоро кончится век

Еще один сборник, обреченный на обезличивание растаскиванием песен по каноническим альбомам. Единственная песня, которая не попадет никуда - "Золушка" (кстати, дописанная на CD из записей 84-го года). Лишь только некоторые версии песни "Ты нужна мне", вышедшей через пятнадцать лет на "Костроме, mon amour", будут порой начинаться на концертах с первого куплета "Золушки".

Синий альбом

Первый официальный альбом Аквариума. Прекрасные песни, даже трудно выбрать любимую. Наверное "Гость". Почти все остальные вошли в золотой фонд - "Железнодорожная вода", "Чай", "Электрический пес", "В подобную ночь"- стоп! Так можно и весь альбом перечислить.

Треугольник

Идеальный абсурд. Полный хаос и в то же время удивительная гармония песен. Каждая песня по отдельности не несет никакого смысла, а альбом целиком работает, да еще как! Видимо, именно "Треугольник" в те времена вывел "Аквариум" из состояния группы, играющей глубокомысленные спокойные романтические песни в состояние искрящегося задора, которое, кстати, сразу же угасло. Но сигнал был получен народом, и дальше Аквариум уже несли на руках, принимая "на ура" все, что рождалось в недрах группы. Действительно, после "Треугольника" Аквариуму уже трудно было чем-то удивить слушателей. Моя любимая песня- "Сергей Ильич". "Гиневер" очень красивая.

Электричество

Тот электрический Аквариум, который я долго не принимал, и не понимал. Песни хорошие, но пленка на мой взгляд не передает энергию концерта. Студийная половина страдает тем же - недостаток энергии в отличии от концерта. Безусловный шедевр - студийный вариант "Мне было бы легче петь" - любимая песня с этого альбома.

Табу

Очень удачная попытка студийной записи электрического Аквариума. Я склонен сравнивать этот альбом с горной рекой. Альбом начинается сильным аккордом "Сегодня ночью" (первый родник). Затем, подобно реке, набирающей силу с каждым впадающим ручьем, идет один рок-н-ролл за другим. Давление не спадает почти до самого конца альбома, разрешаясь в любимую песню альбома - легкое реггей "Аристократ" (последний перекат, точка упора воды). Дальше идет спокойная концовка - "Сыновья молчаливых дней" (выход реки на равнину). Завершающая песня "Радамаэрл" тихо появляясь и исчезая, символизирует смерть реки - впадение и слияние с другими водами. Еще раз оговорюсь, что это лишь мое восприятие и кто-то другой вполне может ассоциировать "Табу" с вскипанием чайника. Может я лишнего сплавлялся в этой жизни?

Акустика

Мой любимый и наиболее часто переслушиваемый альбом. Безусловный гимн - "Десять стрел". Услышав эту песню, я впервые взял в руки гитару (мы как раз были в колхозе на картошке, и делать вечерами было нечего) и через месяц уже играл больше половины песен с "Акустики". Другие любимые песни "Когда ты уйдешь", "Второе стеклянное чудо", "Сталь", "С той стороны зеркального стекла".
У CD-версии есть досадный минус - в песне "Почему не падает небо" явно вырезано два такта в проигрыше. Мое предположение - был запорот оригинал. Время берет свое.

Радио Африка

В "РА" я в чем то вижу аналогию с "Треугольником". Видимо, сказывается "разнообразная позитивность" пластинки и сверхколлективный подход к записи. Создается ощущение, что нескольких людей попросили сыграть соло, а при сведении выяснилось, что все "попали в такт". Эта уникальная сыгранность большого числа первоклассных музыкантов делает "РА" очень мощным и уверенным альбомом. Концовка для меня оказалась мистической - последние две песни почему-то имеют уникальное свойство пролетать мимо моих ушей. Альбом как будто заканчивается на "Твоей звезде". Видимо, они играют балансирующую роль. Вслед за выходом альбома, Тропилло выпускает бутлег MCI, содержащий забракованные Аквариумом варианты записей, накопившиеся к тому времени. Я, лично, особого брака там не услышал. Очень милые клавиши в "Платане" и "Стороже Сергееве". Ненормативная лексика в "Марине". Студийный "Сентябрь". Все как надо. Спасибо Андрей Владимирович.

Ихтиология

Самый любимый концертный альбом. Насколько сытая жизнь может мешать творчеству, настолько же жизненные неурядицы могут его провоцировать. Песни явно написаны в сложный период смены мест жительства и работы, скитаний по квартирам друзей с концертами, многочисленных разочарований и психологического роста. Говоря по-русски, играть запрещали, но очень хотелось. Результат - на кассету.

-их корабль давно разобрала на части охрана,
Но они уплывут, королева, - есть вещи сильней!

-некоторым людям свойственно петь
Отдельным из них - в ущерб себе-

-и мне хотелось бы спеть об этом
Но этот текст не залитует никто-

-но знаешь, сестра, как будет славно,
Когда мы вернемся домой!

И так далее, в том же духе.

День Серебра

Альбом, который Борис, не без оснований, считает лучшим альбомом Аквариума, завершающим этапом, последним словом, после которого можно было спокойно уйти на покой и перестать быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране. Не без иронии отмечу, что желание уйти на покой воспевалось в самом первом официальном "Синем Альбоме". По счастью, желание осталось неудовлетворенным и по сей день. В альбоме хорошо чувствуется коллективный подход к делу - богатые аранжировки, насыщенное музыкальное полотно, прекрасная сыгранность группы. Альбом действительно уникален. С тех пор еще никто близко не сделал ничего подобного.
Любимая песня - "Электричество". Песня на самом деле совершенно непонятно построена - простой, не шибко мелодичный, моторный рифф, присвинговывающий распев вокруг одного аккорда, в общем не та песня, которую могут петь у костра удолбанные пионеры. Но если слушать ее с закрытыми глазами, она завораживает как вертикальные зрачки кобры, плавно раскачивающейся в десяти сантиметрах от носа. Песня ведет за собой. До сих пор ведет.

Дети Декабря

Прекрасное продолжение, не уступающее по силе и красоте "Дню Серебра". Весь альбом слушается на одном дыхании, как одна песня. "Деревня", названная Андреем Вознесенским пост-пинкфлойдовской (см. аннотацию к первому LP на "Мелодии") а также "тонко оркестрованной кваканьем лягушек" (не удержусь от замечания, что весь альбом тонко оркестрован пением кукушек), является, на мой взгляд, квинтэссенцией Аквариума того времени. Это одна их тех песен, о которых нельзя услышать отзывов типа "я вчера услышал крутую песню по радио" или "Боб написал такую забойную вещь". К забойным можно отнести "212-85-06" и "Она может двигать". "Деревня", сыгранная в легком и красивом ми-бемоле, кажется пришедшей из другого мира, приподнятой над мирской суетой и несущей бесконечное спокойствие. Слушать ее надо ночью под звездным небом, сидя у костра на реке. Тогда можно услышать, как гармонично вплетаются в песню треск костра, журчание воды и пение сверчков (для интересующихся - сверчки пропадают ближе к полуночи). Эта песня была написана на природе, дышит природой и потому является абсолютной правдой, как и написанная в свое время в поезде "Железнодорожная вода". Если вы не поняли этой правды, то знайте, что, видимо, что-то прошло мимо. Продолжайте слушать группу "На-на".

Равноденствие

Мифологический альбом. Аквариум разлился как река, стал большим, спокойный и размеренным. Святая песня - "Аделаида". Я даже не могу ее слушать с открытыми глазами. Ночная песня, отдающаяся в каждой клеточке. Долгие заснеженные поля, степной ветер, играющий с поземкой в синих предрассветных сумерках, теплый маленький домик посреди вечности. По степени воздействия на меня, эта песня сравнима лишь с "Welcome to machine" Pink Floyd.
Запись на "Мелодии" в жестких временных рамках не позволила Борису записать для этого альбома все песни, которые он хотел. Заключительной песне, по его словам, не место на этом диске. Действительно, песня далеко не мифологическая и место ей, наверное, рядом с "Поездом в огне", но ситуацию спасает шотландская кода приглашенного ансамбля "Musica Practica", мягко закрывающая альбом. Таким образом, альбом все таки получается законченным. И очень любимым. (примечание - после того, как эта часть данного папируса была закончена, вышла "Хрестоматия" в которой "Поезд в огне" открывает альбом, а "Поколение дворников" закрывает. Если это сделано не умышленно, то видимо есть между песнями субсознательная связь)

Десять стрел

Жалко, что альбом не был записан в студии. Собрана более-менее стандартная концертная подборка того времени. Резко выделяется звучанием студийный "Город", разрушая концертную атмосферу альбома. Представленный вариант "Дверей Травы" мне понравился больше, чем оригинальный. Прекрасно сыгран суперблюз "Платан".

Radio Silence

Начну с того, что по непонятным мне причинам, Борис склонен занимать оборонную позицию, когда заходит речь о "Radio Silence". Как будто нужно оправдываться за содеянное. Типа - вот почему я это сделал, а вот почему вам это не понравилось. Понравилось, Борис, да еще как. Просто некоторым людям, одноязычным по природе, было непонятно о чем поется, а танцевать под эту музыку никто не решился. Во-первых, конечно же, это нельзя называть Аквариумом и даже нельзя называть БГ. Сочиненная песня это лишь шаблон, на который накладывается аранжировка группы. И если на предыдущих альбомах аранжировками занимались прекрасные русские музыканты, знакомые и любимые с детства, то на "Radio Silence" аранжировки делали прекрасные американские музыканты, со своими представлениями о "коммерческом звуке" и своей культурой за плечами. Поэтому для того, чтобы альбом понравился, важно было понимать тексты и "видеть" за этой музыкой БГ. А песни в альбоме действительно прекрасные. Достать пластинку было совершенно невозможно, но в конце концов одному из моих друзей привез ее из Питера брат, и он вскоре подарил ее мне. Сразу после приезда в США, я стал искать CD-версию, но компания Columbia Records, на которой был сделан диск, упорно не хотела говорить ничего вразумительного, хотя у меня был даже серийный номер диска. В конце концов я нашел этот диск через Интернет у какого-то финна из Хельсинки, который в то время тусовался в Техасе, но исправно проверял свой E-mail. Через три месяца он вернулся в Финляндию и написал мне, что диск у него все еще есть. Я послал ему в конверте двадцатидолларовую бумажку, а он выслал мне диск. Еще ни один диск мне не доставался таким сложным образом.

Radio London

Я думаю, что опять же найдутся критики, которые назовут этот диск кучей демо-версий незаконченных песен. Ну, во-первых, это и есть демо-версии. Причем сделанные не самим БГ, а на пару с бас-гитаристом Юритмикс, который, в общем-то, и делал аранжировки. Борис играл на гитарах и пел, и если мысленно отфильтровать все компьютерные навороты, то можно опять увидеть БГ. Что я и делаю, и получаю огромное удовольствие от этих песен, которым уже не суждено стать ничем другим.

Архив, история Аквариума т. 3.

Очередной том "Истории" порадовал и новыми, и старыми песнями, но чувствовалось, что Аквариум находится на перепутье и вот-вот что-то произойдет. Аквариум мутировал, и старался не оставлять ничего незаконченным. Материала было явно больше, чем на один альбом, и в недалеком будущем маячил том 4. Собрав и упорядочив часть блуждающих песен, Аквариум обретает нужное душевное равновесие и совершает чудо. Выходит "Русский Альбом".

Русский Альбом

Своим появлением "Русский Альбом" явно обязан эпопее с "Radio Silence" и "Radio London". Только вдали от Родины зарождается тоска, способная вылиться в нечто столь красивое и глубокое. "Елизавета" - любимая песня с этого альбома, но отделять ее от альбома я бы не решился. Она звучит именно в этом контексте. Песню "Бурлак" я ставлю на один уровень с "Рок-н-ролл мертв". Силу этой песни нельзя осознать - это выше понимания, это "выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской". Скептиков, склонных приводить "Русский Альбом" в пример "Radio Silence", типа - одно хорошо, а другое плохо, хочу разочаровать - вы явно "в плоскости ума подобны таракану". Нельзя разделять музыку Аквариума на периоды, так как все вытекает одно из другого, и если вы слушаете то, что вам нравится сейчас, вы этим обязаны тому, что было раньше, независимо от того, нравится вам это или нет.

История Аквариума, т. 4, Библиотека Вавилона.

Груз невыпущенных песен продолжает давить на плечи и Аквариум с выпуском "Библиотеки Вавилона" высвобождается для выпуска нового альбома. Нового по контексту и по звучанию. Выходит "Рамзес IV". А в "Библиотеке Вавилона" остаются старые, очень разные и очень хорошие песни. Это пожалуй самый объемлющий альбом в смысле временных периодов. Здесь переплетаются старый и новый Аквариум, Вертинский и песни из фильма "Дом под звездным небом". Песня "Сестра", пожалуй, моя самая любимая песня в стиле "реггей". Она для меня стоит на одном уровне с "No woman, no cry" Боба Марли. Бас-гитара Титова просто сдвигает крышу. Похожий сдвиг я ощущал разве что в песне "Mother" с "Radio Silence". Что ни говори, а с басом Аквариуму сильно везло.

Любимые песни Рамзеса IV.

"Русский Альбом" был всплеском, но не стал новым направлением. Он выделяется своей уникальностью и это хорошо. Новый состав группы, однако, не соответствовал такой тематике, и Аквариум продолжал мутировать. "Рамзес IV" наконец раскрывает музыкальный потенциал группы. Здесь и невероятная гитара Алексея Зубарева, и незаменимый бас вернувшегося Саши Титова, и накладывающиеся голоса в "Летчике", и масса других эффектов. Мутация Аквариума завершена. Новый Аквариум профессионален до последней ноты, отточен и филигранно сыгран. Ура.

Пески Петербурга

Попытка реинкарнации старых песен в новом составе. Чертовски удачный альбом. Я уже и не надеялся услышать песен типа "Будь для меня как банка" на CD. Опять же поражает звучание группы. На ум приходит лишь плоское слово "идеальное".

Аквариум на Таганке

Концертный альбом с очень удачным подбором песен. Там все соки собраны, правда качество кое-где подкачало. Чересчур громко звучат флейты и прочие дудки, особенно в проигрыше в "Деревне". В этом нет вины музыкантов, и даже мало вины звукорежиссера - ведь все можно было откорректировать при ремастеринге. Здесь же нашла свой приют любимейшая песня всех времен "Те, кто влюблен". Есть, правда, небольшой минус - одна строчка была забыта в первом куплете. Группа естественно подыграла, и первый куплет просто получился короче. У Филиппа Киркорова так бы не получилось - он под фанеру поет.

Кострома Mon Amour

Здесь нашел свое место древний "Сувлехим Такац". Очень сильная песня - "Московская Октябрьская" с прекрасным клипом. Много тихих, берущих за душу песен - "8200", "Звездочка". Слышны отголоски "Русского Альбома". Все-таки развитие идет по спирали. Аквариум убавляет громкость и убирает эффекты. Снова слышен живой голос БГ и аккордеон Сергея Щуракова. В какой-то газете писали, что (цитата) "-песни достойны неоднократного прослушивания, но любимыми они уже, кажется, не будут никогда". Это мне напомнило высказывание одного критика этак году в 1982, о том, как хорош был Аквариум времен "Графа Диффузора" и как все плохо и неинтересно стало после. Когда же вы подрастете и научитесь не рубить сплеча, господа критики?

Навигатор

Развитие продолжает идти по спирали, и БГ возвращается в Лондон. Но на этот раз песни не отдаются на растерзание "иноверцам-злодеям" (шутка), а с любовью играются самим Аквариумом. Происходит смешивание русской тематики, английской студии и электрического Аквариума времен "Рамзеса IV". Вслушайтесь в "Самый быстрый самолет" - давно я не слышал, чтобы так пели о любви. Абсолютно прекрасный "Гарсон №2" с отличным клипом. "Таможенный блюз", возрождающий, утерянную после "Козлов", нить ритм-энд-блюза. Опять же пример того, что русская тематика проявляется сильнее за границей, чем на "Фонтанке". Просто, когда находишься вдали от Родины, забывается все плохое, стирается каждодневная суета, мешающая высказать все "как на духу". Поэтому альбом и получился честным и откровенным.

Снежный Лев

Борис, похоже, находит для себя формулу законченного альбома, потому, что, выходящий вслед за "Навигатором", "Снежный Лев" имеет похожую структуру. "Русское" вступление, обязательный блюз в середине, мягкая спокойная концовка. Мотивы "Серебряной Розы" напомнили мне мою родину - Башкирию. Хоть я и русский, но все равно привык к музыке нации, в которой жил. Любимая песня с альбома - "Истребитель". От сдвоенного гитарного соло в этой песне у меня мурашки по коже бегут, до того уверенно и мощно оно сыграно Алексеем Павловичем. К концу соло уже начинает казаться, что - все - дальше играть некуда, нет больше нот, а он все равно достает их по одной из пространств за пределами грифа. Сумасшедшее ощущение. Не менее любимая песня - "Максим-лесник". Этакий залихватский Волжский распев, в лучших традициях "Бурлака". Ну, и конечно, нельзя забыть "Древнерусскую тоску". Кажется, что эта песня очень аскетично аранжирована. В ней нет мощных запилов на гитаре, и поется она спокойный речитативом, однако ощущение это ложное. Попробуйте спеть хоть один куплет - у вас воздуха в легких не хватит, а разорвать фразы для вздоха нет никакой возможности.
Критика, похоже, не стала связываться с этим альбомом. По крайней мере, я не слышал ставших обычными выпадов в адрес Аквариума. А может, просто, наконец, поимели уважение к стажу группы?

Чубчик

Застольный альбом, обхаянным мэтром русской рок-критики, Артемом Троицким. Комментировать не буду поскольку недостаточно выпил. Слушать на трезвую голову не рекомендую - не пройдет. Видимо факт трезвого прослушивания и заставил уважаемого мной Артема написать то, что он написал.

Гиперборея

Гиперборея - это больше, чем просто очередной альбом. Это Аквариум вне времени. Это Аквариум всего времени - тот единственный, истинный, чистый Аквариум, которого я все время ждал. Гиперборея собрала в себя все, что было в Аквариуме за 25 лет. Не случайно она так ностальгична для тех, кто помнит Аквариум со времен "Графа Диффузора". Очень много ассоциаций - стихи Джорджа, старые песни, незатейливые аранжировки - нет ни мощных барабанов Губермана, ни отточенного баса Саши Титова, ни буйной гитары Ляпина. Прекрасные простые клавиши в "Ангеле Дождя" даже выдержаны в тембре и стиле клавиш Дюши в "Притчах". Типично "Треугольниковские" обратные гитары. Моя душа плакала от счастья, когда я в первый раз услышал этот альбом. Спасибо Борис, спасибо Аквариум.

Хрестоматия 1980-87

Сейчас буду ругаться. Судя по всему альбом делался людьми такими же далекими от творчества Аквариума, как и далекими от элементарных принципов обработки звука (если я ошибся, и Борис принимал участие в этом безобразии - я публично извиняюсь, и то только потому, что он - автор песен). Не буду трогать содержимое альбома (на вкус и цвет...), хотя замечу что набор на 90% соответствует тому, что я ожидал увидеть на этом диске. Однако, на выборе песен вся серьезная работа, видимо, остановилась. Песни были грубо покиданы на диск по принципу "быстрая-медленная" с минимальной обработкой. Под минимальной я имею в виду чистку "Сторожа Сергеева" с еще невыпущенной "Ихтиологии". Остальные песни были просто переписаны с уже выпущенных дисков без попыток выравнять уровни громкости. Альбом начинается с хорошо записанного "Поезда в огне" (вариант с "Розы"). Следующая за ним 212-85-06 - пожалуй самая насыщенная и громкая песня альбома - оказалась самой тихой по уровню громкости. Секрет в том, что выпущенные на CD "Дети декабря" - альбом, с которого была взята песня - был в свое время чересчур усердно почищен. Результатом был низкий уровень громкости, излишняя компрессия и подрезанные верха (плод бескомпромиссной борьбы с шумами). Для сравнения послушайте "Сны о чем-то большем", "Жажду" и "Танцы на грани весны" на CD "Red Wave" - там они приводится в полный рост. В общем на 212-85-06, вам придется хорошо подкрутить ручку громкости, чтобы появилось хоть какое-то давление на уши. Но не дай бог вам забыть убрать громкость на прежний уровень перед тихим "Серебром Господа Моего". Потому что иначе, эта песня, записанная на нормальном уровне, порвет ваши уши в клочья. Я, например, с первым словом чуть руль не погнул от испуга (ехал в машине). Манипуляции с громкостью на этом не заканчиваются и будут продолжаться на протяжении всего альбома.

Стильно сделана обложка. Интересно оформлен вкладыш - много хороших фотографий. Все сделано с проявлением некоторых навыков лишения фотографий их естественного вида. Из эффекта "постеризации" (уменьшение количества оттенков на фотографии) было выжато все возможное для приведения картинок к двухцветному, хотя и не черно-белому виду. Почему это было сделано? Это наверно очень клево выглядит, или фотографии настолько плохого качества, что их ни разу не вставили в нормальном виде, ни на одном диске, начиная с "Синего Альбома". В результате процент узнаваемости людей на фотографиях довольно низок. Людей порой можно узнать только при наличии определенного опыта - в частности умения отличать бороды и очки членов группы из разных составов, а также знания того, какие люди могут быть на каждой фотографии в зависимости от года. Самого БГ, поскольку он есть на каждой фотографии, рекомендую находить методом исключения. Тогда не надо задумываться была у него тогда борода или нет, носил ли он косичку, очки или берет или все вместе.

Ну и черт бы с ними, с фотографиями, но когда я прочитал названия песен, мне стало горько за "память" еще живого Аквариума. Я могу понять когда сокращают названия типа "The rise and fall of Ziggy Stardust and the spiders from Mars" до просто "Ziggy Stardust", но когда на 25-летие группы выпускают альбом с исковерканными названиями песен - я этого понять не могу. Причем изменения не поддаются никакой логике. "Старика Козлодоева" лишили возраста и сократили до "Козлодоева", песню "Искусство быть смирным" назвали по первой строчке припева - "Возьми меня к реке", а "Поколение дворников", наоборот, удлинили до "Поколения дворников и сторожей". В общем, сплошная анархия. Как ни крути - "Хрестоматия" сделана вполсилы.

Возвращаясь к песням добавлю, что студийный "Сентябрь" можно было взять у Тропилло (см. M.C.I), тогда единственную концертную песню "Сторож Сергеев", можно бы было не включать, дабы не портить студийную структуру альбома или взять студийную запись с того же M.C.I. Возможное возражение, оправдывающее включение концертных "Сторожа Сергеева" (с "Ихтиологии") и "Сентября" (с "Арокс и Штер") с целью передать "разносторонний" Аквариум, явно не проходит. Надо тогда делать отдельную хрестоматию концертных записей - две песни ничего не передают.

Еще, наверное, можно было добавить редкую студийную запись "В поле ягода навсегда" или сыгранную под блюз "Молодую шпану". Но это не мое дело - кто я вообще такой, чтобы что-то советовать? Просто есть еще много студийных записей оставшихся за бортом. Хочется их увидеть на дисках, и сборники типа "Хрестоматии" являются самым лучшим местом для песен, которые не попадают в альбомы. Можно по-разному относиться к выходу бутлегов, можно их не признавать и делать вид, что их просто нет, но факт остается фактом - количество "пиратских" записей Аквариума превышает число официальных альбомов и в этом еще одно подтверждение уникальности и популярности группы. Бьюсь об заклад, те серые певцы и певицы, которых так часто показывают по телевизору, отдали бы немалые деньги за выпуск хотя бы одного бутлега (хотя было бы это бутлегом?). Но народное признание не купишь, и поэтому они обречены на вымирание, как и все остальные, певшие до них.

25 лет существует Аквариум - дольше, чем кто-либо. "Странно я пел так долго" пел Борис в 1983 году. С тех пор прошло 14 лет, а Аквариум поет все сильней и подтверждение тому - концерт 25 июня в Санкт-Петербурге в старом составе. Я слушал трансляцию через Интернет и радовался как ребенок. Похожие чувства я испытывал лишь при выходе "Free as a bird". Жалко, что Саша Титов не смог присутствовать (по лично-политическим причинам). Да и многих других не было, но так уж получилось, что всех, кто играл в Аквариуме уже не вместит ни одна сцена. Да наверное и не нужно цепляться за прошлое. Нужно просто помнить, ибо "забудь начало и ты лишишься конца". Помнить и идти вперед. А сегодня-

"- кто-то играет и я должен петь. И с каждым днем все сильней"

Вы слышите? Это мы играем. Это Аквариум поет. Нам повезло, что мы причастны именно к записи песен Аквариума.


по рубрике - по автору - по дате - ссылки - поиск