Ванна угловая лучших угловая ванна www.vanna-doma.ru. .

Прибежище. Часть 2. Анатта

Раздел:  Статьи, мнения, очерки
Дата: 1998 г.
Автор: Сущинская Ольга

Сегодня - день, чтобы начать совершенный день. Шри Чинмой

Нет людей безразличных к Вере. Человек либо верит и принимает (в меру своего духовного развития), либо не верит. Однажды Сартр сказал: «Человек свободен выбирать, но не свободен не выбирать». Выбор начался еще в Эдеме.
Чем отличаются верующий и неверующий? Неверующий, как правило, стремится доказать причину своего отрицания. Для человека глубоко религиозного не существует вопроса: «Вы верите в Бога?» Потому что для него Бог ЕСТЬ, для него нет вопроса верить или не верить. Ошо, известный как Багван Шри Раджниш - просветленный Мастер нашего времени (Ошо означает «океанический», «растворенный в океане») рассказывает: «Верующий - это тот, кто живет удивляясь, кто удивляясь, чувствует себя непринужденно, кто не торопится разрушить его».
Все по-разному приходят к Вере. Кто-то через страдание, кто-то через осмысление, кто-то через чувство, через переживание. Но даже прошедшие через некие психоделические ощущения не всегда в состоянии оценить их значимости. Иные открещиваются от своего видения, иные культивируют его, иные встают на путь поиска. Они задают бесконечные вопросы и находят ответы. Они обнаруживают сходство своих находок с описаниями книг. Книги становятся чем-то вроде путеводителя. Книги приходят, помогают разобраться в непонятном, задают новые и новые вопросы...
«Чокьи Нима Ринпоче родился в 1951 году, около Лхасы, в центральном Тибете. В 18 месяцев он был признан Его Святейшеством 16-м Гьялвой Кармапой как седьмая инкарнация великого йога Гар Друбчена, эманации Манджушри»,- сообщает Борис Гребенщиков в книге «Путеводитель по жизни и смерти». На семинаре, посвященном классическому тексту «Зеркала-Напоминания», Мастер рассказывал, что исследуя вещи с помощью своего разума и цитат из учений, анализируя воспринимаемые объекты и воспринимающее сознание, мы можем прийти к пониманию того, что все вещи лишены подлинного существования. По его мнению, разница между Буддами и разумными существами заключается в следующем - Будды понимают, что вещи не существуют; разумные существа верят в их существование. Тулку Ургьен Ринпоче (1920 - 1996 гг.), отец Чокьи Нима Ринпоче, в свою очередь, напоминает: «Личный опыт проявляется в виде помощников и превращается в символы и книги».

И я читал несколько книг,
Я знаю радость печатного слова,
Но сделай шаг - ты вступишь в игру,
В которой нет правил.  Б.Г.

Начинаясь с анализа, с логики постепенно движение меняет направление к синтезу, к всеобъемлющему восприятию мира. Чувство, переживание помогает непосредственному пониманию. Если волей судьбы вам неведомо состояние экстаза, транса, измененного, непривычного состояния сознания, состояния внутренней тишины и радости, вам много труднее читать литературу по оккультизму (от лат. occultus - тайный, сокровенный). Либо скучно, потому что непонятно, либо неинтересно, потому что лишено логики. Вам трудно без логики выделить мыслеформу. Но логика порождает спор. Ум расставляет ловушки. «Для человека, полностью находящегося во власти логического мышления, путь в сансаре продолжается вечно», - Тулку Ургьен Ринпоче.

Что лучше, пена или дом,
Давай-ка вместе поразмыслим;
Тогда, дай Бог, все наши мысли
Исчезнут в небе голубом... А. Гуницкий

Ум ведет к раздвоению. По словам Ошо, у сумасшедшего слишком много мыслей и он не может их связать. Он считает, что сумасшедший - это великий мыслитель. Примером такого великого мыслителя является один из выдающихся философов - Ницше. «Логика искусственна. Вы можете понять Аристотеля, это не трудно. Но столкнувшись с Лао-цзы, вы можете сначала и не заметить, что в нем что-то есть... Если вы идете к Лао-цзы через ум, вы никогда до него не дойдете... Идите к нему через сердце. Аналогия для сердца, логика для ума... Он прост, у него аналогии крестьянина, но они существенны, сияющи и полны жизни. Если вы ему позволите, вы вдруг преобразитесь, достаточно понимания, понимания сердцем, и он преобразит вас», - Ошо.

Лао-цзы с символом сил тьмы и света (инь и янь) в руках.

Китайская народная картина. Конец 19 - нач. 20 вв.

Сердце питает мозг, а не наоборот. Мозг без сердца не может существовать. Мозг - самый уязвимый орган. Сердце имеет автоматию и способно продолжать деятельность при отсутствии команд свыше. (Это свойство используется при трансплантации.)
Только через чувство, через переживание, через аналогию можно приблизится к великим тайнам. Как объяснить Логику что такое Дух? Дух невозможно объяснить сколько-нибудь ясно и однозначно. Его присутствие можно только почувствовать. Все равно, что объяснять глухому природу звука. Он запомнит определение, но никогда не представит звук, ибо никогда не слышал.
Все Священные Писания познаются аналогией. Иисус говорит притчами, потому что это наиболее выразительная форма аналогии. Бога нельзя описать словами.

Дао, о котором можно сказать,
Не есть абсолютное Дао.

Лао-цзы

« «Пустота»,- одно из ключевых слов у Лао-цзы. ... У Лао-цзы понятие дома не в стенах, а в пространстве внутри. ... Когда вы смотрите на человека, смотрите ли вы на его тело? Тогда вы смотрите на стены. Это не настоящий человек - настоящий человек есть внутренняя пустота. Тело может быть красивым, безобразным, больным, здоровым, молодым, старым, но внутренняя пустота остается той же»,- Ошо.
«Дьявол появляется из мыслей. Дьявол не может войти в пустоту. ...
Пустой ум - это ум Бога, это не ум. Станьте полыми, как полый бамбук. Живите и двигайтесь, как пустота, делайте, что нужно делать, но делайте это как будто вы внутри пусты. Тогда вас вовсе не затронет карма: любые действия не будут для вас бременем: тогда вы не запутаетесь, потому что пустоту нельзя запутать»,- Ошо.

Но я слышал песню, в ней пелось:
«Делай, что должен, и будь, что будет»... Б.Г.

«Анатта - значит не-я. Анатта значит, что вас нет. Анатта означает ничто, пустоту», - Ошо. Медитация - это совершенный метод достичь переживания и научиться быть пустым. Пустое всегда можно заполнить, если оно открыто. Полное заполнить нельзя. Вот почему привычные мысли, логика являются препятствием в постижении самых сокровенных знаний. «И в этом смысл медитации: стать полым внутри. Ни мысли, ни содержания - одно пространство.»

А так неизвестный нам, но похожий
На ястреба с ясным крылом,
Глядит на себя и на нас из сияющей пустоты. Б.Г.

Бодхидхарма, человек, который нес в своих руках пустоту Будды, отправился в Китай. Бодхидхарма нес в Китай сущность Буддизма, произведя явление величайшей важности. Благодаря Бодхидхарме точка зрения и образ жизни Лао-цзы столкнулись с осознанием Будды и в результате родилась одна из красивейших вещей на свете. Ничего похожего в мире не существует: это Дзэн. Дзэн - это встреча, перекресток между Буддой и Лао-цзы. Бодхидхарма был повивальной бабкой, который доставил семя во чрево Лао-цзы.
Отправляясь в Китай, он был уже известным мистиком, весь Восток знал его имя. Когда он достиг Китая, сам Император приехал, чтобы встретить его на границе. Император спросил Бодхидхарму: «Я выстроил тысячи буддийских храмов. Какую добродетель я приобрел?»
Если бы он спросил это у любого буддийского монаха, тот бы ответил: «Император, рай вам непременно гарантирован». Но он задал вопрос не тому человеку. Бодхидхарма ответил: «Добродетель? Никакую! Наоборот вы совершили большой грех». Император был шокирован, он не поверил своим ушам...
Бодхидхарма ответил: «Сама мысль о том, что вы совершили добродетель есть грех. Мысль очень эгоистичная...»
Все еще не веря и почувствовав легкое раздражение, Император спросил: «Еще вопрос. Что внутри меня? Что есть я? Знаете ли вы кто есть я?»
Бодхидхарма ответил: «Огромная пустота, ничто».

Иван Бодхидхарма движется с юга
На крыльях весны.... Б.Г.

«Дух долины - это дух пустоты. Что такое долина? Это полая вещь... Это аналогия. Женщина - это долина, мужчина - это вершина. Мужчина входит в женщину, женщина просто позволяет это. Мужчина - это агрессия, женщина - это восприимчивость. Мужчина пытается делать, женщина просто ждет пока не произойдут события», - Ошо.

Дух долины никогда не умирает.
имя ему - Мистическая Самка. Лао-Цзы.

«Слова «Мистическая Самка» нужно понять, так как для Лао-Цзы это основной принцип. Лао-Цзы чувствует, что природа бытия больше схожа с женщиной...
Женщина - это более уравновешенное явление, вот почему она никогда не пытается изобрести, создать, сделать, быть социально активной. ...
Женщина не создала никакой науки, не основала никакой религии. Люди спрашивают меня, почему все религии были созданы мужчиной. Потому что мужчина напряжен, ему нужно делать то или это.
Лао-Цзы приводит эту аналогию, чтобы показать, что природа бытия больше женственна, уравновешена. Взгляните на деревья, на поющих птиц, текущие реки, взгляните и присмотритесь - вы везде найдете преобладание женского. ...
Мужчина может жить женским бытием - тогда он становится мистиком. Только так. Поэтому все мистики становятся в некотором роде женственными. И именно они являются основателями религий. ...
Материальный мир - это мир делания, а духовный мир - это мир приходящего. Делайте, но тогда вы достигнете только материальных вещей; будьте - и тогда все придет, и вы достигнете самой сути существования. Бога нельзя достичь усилием, Бог - это приходящее. Вам приходится позволить ему прийти, вы не можете его заставить. ...
Вот почему Лао-Цзы говорит: если хотите достичь предела, будьте женственны, будьте принимающим, будьте покорны», - Ошо.

Дух долины никогда не умирает,
Имя ему - Мистическая Самка.
Двери Мистической Самки
Есть корень Неба и Земли. Лао-цзы.

Она сказала: «Возьми с собой
Ключи от моих дверей». Б.Г.

«Женщины легко могут достигнуть своей женской таинственности, в этом причина почему все больше женщин привлекает религия. Они не создают религию, но все больше женщин, почти в четыре раза больше, чем мужчин, интересуются религией», - Ошо. Думаю, есть еще объяснение. Женщина живет более чувствами. Она легче и непринужденнее достигает мистических впечатлений. Она просто принимает их. Мужчина больше живет разумом, логикой. Он пытается подвести теорию под любое открытие. Мужчины требовательны к результатам. Они труднее входят в медитацию, потому что медитация - это не-ум. Мне кажется, что именно благодаря мужчинам, склонным к анализу и классификациям, возникло так много религий. Мужчины любят делать выводы. Но по словам Ошо, реальность - это постоянно меняющийся поток. «Если в таком живом и меняющемся мире, трепещущем жизнью вы будете стремиться к неподвижности, это равносильно самоубийству.
Вот почему те, кто чего-то достиг и сделал из этого вывод, все мертвы. Если вы решили, что вы индус или мусульманин, значит вы мертвы. ... Медитация - попытка разморозить вас. Мысли постепенно растают, как снег, опять возродится течение, и разум станет потоком»,- Ошо.

Неизвестно где мне место,
Да раз я в этой стороне... Б.Г.

Если молитва - это общение с Богом, стремление к Нему, то медитация - это слияние. Мы невольно каждый день говорим: «Я Бог». Мы не осознаем этого. По Ожегову, слово есть имеет несколько значений. Во-первых, это 3 л., ед. ч., наст. вр. от глагола быть. В Библии многократно встречается оборот Я есмь. Мифологический словарь трактует однокоренную форму этого слова, есь как первоначально-обожествленное небо, в кетской мифологии - верховное божество. Буквально, есь означает «небо», «бог». Есь, есмь, есть. Слово есть используется не только по отношению к самому себе. Бог во всем. Это слово символизирует и прием пищи. В нем скрыт сакральный смысл насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Мф. 14.15,16

Мы сейчас пребываем в беспорядке. Оттого и не осознаем своего внутреннего содержания. Мы глупцы. В Индии глупца называют будху, а просветленного - будда. У этих слов один корень. Будху - это перевернутый, стоящий на голове будда. «Пока наш ум помрачен, находится в смятении и погряз в заблуждениях, нашу будда-природу продолжает тащить по мирам сансары. Но когда ум незамутнен, непогрешим и лишен всяких заблуждений, он сама природа будды. ... Основой пробуждения к просветлению является ощущение будды в самом себе», - Тулку Ургьен Ринпоче.

«Упанишады говорят: «аннам брахмасми» - пища это Бог», - Ошо. С пищей мы принимаем в себя Бога. Вот почему перед едой читается молитва благодарности.
«Индусы говорят ахам брахмасми - я есть сам Бог. Это изречение идет от тех, кто достиг внутренней точки. ... Во внутреннем центре вы уже не личность, вы превращаетесь в самого Бога», - Ошо. Снаружи все может бурлить, во внутреннем центре покой. Ошо сравнивает это с циклоном, потому что внутри его тихо.

Однажды Мастер Дзэн был приглашен в гости. Друзья собрались. Они ели, разговаривали, когда вдруг началось землетрясение. ... Каждый пытался спастись. Хозяин на бегу оглянулся посмотреть, что делает Мастер. А он сидел там без тени беспокойства на лице...
Хозяин почувствовал себя виноватым, он ощутил некоторую робость. ...
Он сказал: «Мы старались спастись. Что случилось с тобой? Что ты скажешь о землетрясении?»
Мастер сказал: «Я тоже спасался, но вы спасались снаружи, а я изнутри. Ваше спасение бесполезно, потому что куда бы вы ни бежали, там тоже землетрясение. ... Я же скрылся в такую точку внутри меня, куда ни одно землетрясение не доберется, не может добраться. Я вошел в свой центр».

А я живу в центре циклона,
И вверх, и вниз - мне все одно. Б.Г.

«Это то, что Лао-цзы называет Ву-Вэй - найти центр циклона», - Ошо.
«Медитировать - значит войти в тайну, любить - значит по-иному постучать в ту же дверь. Молиться - значит позволить тайне быть, а не бороться с помощью ума против нее», - Ошо.
Шри Ауробиндо Гхоша называют «индийским религиозным философом». Он немало работ посвятил практике медитации и успокоения ума. Достижение Безмолвия необходимо для раскрытия сознания.

Только во тьме свет;
Только в молчании - слово. Б.Г.

В тишине можно различить звуки и услышать Слово. (...и Слово было Бог.) В Безмолвии, учит Шри Ауробиндо, знание приходит естественным путем, знание становится потоком. Это путь к освобождению от колеса сансары, от «порочного круговорота рождений и смертей». «Основываясь на своей уверенности в освобождении, мы продвигаемся к истинной реализации. ... Это похоже на рождение снежного льва: он родился и у него сразу же хватает сил, чтобы ходить и прыгать. Или, как новорожденная птица гаруда: в тот момент, когда она вылупляется из яйца, она уже умеет летать», - Чокьи Нима Ринпоче.
Но обычному человеку, обремененному проблемами на службе и прочими неприятностями, крайне трудно избавиться от концептуального мышления, трудно успокоить ум, трудно сохранить его тихим. Добиться устойчивости, непрерывности можно с помощью медитации. Колыбельной песней для ума является мантра.
Мантры помогают очистить нашу природу. Мантра - это некое благозвучие, не имеющее перевода. Это сочетание звуков, обладающее магической силой. Мантрой может быть слог, например, «ОМ».

Звук Ом

На санскрите ОМ - одна буква. На английском языке - три буквы, AUM. Звук «Ом» Шри Чинмой называет неударным звуком, беззвучным. «ОМ - это мать всех мантр», - Шри Чинмой. Мантра может быть в виде целого предложения. Тулку Ургьен Ринпоче говорит, что к состоянию самадхи, состоянию однонаправленной концентрации, узнавания природы будды мы можем приблизиться, представляя, что все миры, все существа растворяются в пустоте, когда мы произносим, например, мантру ОМ МАХА ШУНЬЯТА ДЖНЯНА ВАДЖРА СВАБХАВА АТМА КО ХАНГ. «Из великой пустоты появляется ясность восприятия - подобно солнцу, встающему на небе и распространяющему свет. ... чтение мантры разрушает нашу фиксацию на обычной речи, которая то прекращается, то начинается вновь. Мантру называют царем речи. Это непрекращающаяся ваджра-речь. И наконец, непогрешимый ваджра-ум разрушает наше обычное концептуальное мышление», - Тулку Ургьен Ринпоче.

БОДХИЧИТТА: «пробужденное состояние сознания». 1) Стремление достичь просветления ради блага всех существ. 2) В контексте Дзогчена или Махамудры - изначально присущая пробужденность пробудившегося ума; то же, что «ригпа», осознание. 3) Капля жидкости, появляющаяся иногда из ноздрей после смерти.

ВАДЖРА: алмаз, король камней. Абсолютная ваджра - это Пустота.

ВАДЖРАЯНА: «алмазная колесница». Практика, при которой результат становится путем. То же, что «Тайная Мантра».

МАНТРА: 1) Синоним Ваджраяны. 2) Определенное сочетание звуков, символизирующее и передающее природу божества, что ведет к очищению и реализации; например - Ом Мани Падме Хум. Существует три основных типа мантры: гухья мантра, видья мантра и дхарани мантра.

Из словаря к книге Чокьи Нима Ринпоче 
«Путеводитель по жизни и смерти».

Все замерло, все так кристально ясно. Б.Г.

Мантры присутствуют во многих религиях. Пример египетской мантры: «ОМ АСАТ АСЕР ГЕРУ».
Почти каждая Сура в Коране начинается непереводимым словом или сочетанием слов, например: «АЛМ». Самое главное слово мусульман Аллах при многократном произношении звучит как мантра. «Суфии постоянно повторяют слово «Аллах» - имя бога. Мантра мусульман означает: «Нет Бога, кроме Бога», но суфии сократили это изречение до одного слова «Аллах», то есть «Бог», потому что, говорят они, вы можете умереть, когда будете на середине фразы, повторяя мантру... вы скажете: «Нет Бога...» и поэтому умрете атеистом. ... три меры медитации исходят из индусского мира и одна мера - из мусульманского мира.
Я даю вам мантру «ху». «Ху» - это конечная часть от «Аллах-ху». Если вы повторяете «Аллах, Аллах, Аллах, Аллах, Аллах» постоянно, вы начинаете повторять: «Аллах-ху, Аллах-ху, Аллах-ху, Аллах-ху». Затем постепенно часть «Аллах» выпадает и остается только звук «ху», и все существо наполняется им», - Ошо.
Чтение, песнопение мантр - джапа. Когда мантра произносится искренне, она сливается с вами.

Один мой знакомый встретился как-то с людьми, практикующими йогу. Ранее он никогда не интересовался тонкостями восточных религий. Эти люди подарили ему записи нескольких мантр.
Однажды, гуляя по лесу, он стал произносить мантры. Постепенно возникло ощущение, что голос и дыхание наполняются чистотой, свежестью, силой. Звуки увлекали за собой. Он почти пел их. И пение становилось все громче. Вдруг ему показалось, что кто-то идет следом... Он умолк и услышал мантру внутри себя. Мантра стала внутренним звуком.

Слог ХУНГ часто встречается в мантрах. Он считается белым слогом, от которого идет свет. Этот слог обладает очищающей силой. Сто слогов, окружающих его - «стослоговая мантра, квинтэссенция ума всех будд». Мастера говорят, что стослоговая мантра восстанавливает любые нарушенные обеты.

Манджушри, отсекающий путы незнания пламенеющим мечом; на лотосе- книга «Праджняпарамита». Внизу - Белая Тара и Ваджрапани.

Практика Ваджраяны, наиболее эффективная практика очищения - это практика мантр, божеств и самадхи. Избавляясь от раздвоенного, дуалистического мышления мы начинаем видеть мир таким, каков он есть. Все существующее в мире проникнуто Богом, все звуки мира священны и являются мантрой. Достигнув просветления, состояния Мастера, человек уже не нуждается в регулярных упражнениях. Мастер не медитирует. Мастер пребывает в состоянии медитации 24 часа в сутки.
Преданность и сострадание - главные ступени к просветлению. «Преданность и сострадание усиливают эффективность практики пустотности, видения. ... Главная практика преданности - принятие прибежища, а главная практика сострадания - зарождение бодхичитты. Как бы мы не искали, мы не найдем ни одной ваджраянской практики без этих двух - принятия прибежища и зарождения бодхичитты... Преданность и сострадание - это начальный капитал буддийской практики», - Тулку Ургьен Ринпоче.

Намо
В пустотной сущности, дхармакайе,
В познающей природе, самбхогакайе,
Во множественном выражении, нирманакайе -
Я принимаю прибежище
Вплоть до просветления. Падмасамбхава.

ОМ А ХУНГ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИДДХИ ХУНГ

Мой ум сдох
Его больше нет. А. Гуницкий

 

*Анната - пустота.

Источники:

1. Библия. Российское Библейское общество. Москва, 1995
2. Большой путеводитель по Библии. «Республика». Москва, 1993
3. Б. Гребенщиков. Песни. «Леан». Тверь, 1997
4. Коран. МНПП «Буква». Москва, 1991
5. Мифы народов мира. «Дилер», Минск, «Русич». Смоленск, 1994
6. Ошо. Дао. Три сокровища. «Книга». Челябинск, 1994

А также (в порядке цитирования):

1. Время Луны. Радио Африка. 1983
2. Хорал. Треугольник. 1981
3. Здравствуй Моя Смерть. День Серебра. 1984
4. Из Сияющей Пустоты. Кострома Mon Amour. 1994
5. Иван Бодхидхарма. День Серебра. 1984
6. Ключи От Моих Дверей. Ихтиология. 1984
7. Великая Железнодорожная Симфония. Снежный Лев. 1996
8. Центр Циклона. Снежный Лев. 1996
9. Кад Годдо. Дети Декабря. 1985-1986
10. Золушка. Скоро кончится век. 1980
11. Мой ум сдох. Искушение Св. Аквариума. 1973


Прибежище. Часть 1. Хекау

по рубрике - по автору - по дате - ссылки - поиск